В обществе есть устоявшееся мнение о том, что творческие люди — стихийные создания. Когда у них есть то самое вдохновение, тогда они и создают, а если вдохновения нет, несите пиво и чипсы, включайте самый скучный и долгий фильм.
В моей жизни есть человек, который вбил мне эту установку своим примером практически с самого детства.
«Нет настроения, поэтому я не буду этого делать, нет вдохновения, нужен поток и ресурс» - я слышала это, пожалуй, чаще, чем хотела бы. Но как говорится, работаем с тем, что имеем.
Когда я только начинала снимать, жила как раз по такому принципу: я пойду фотографировать, когда у меня появится на это вдохновение. А если за окном пасмурная, серая и мерзкая Питерская зима, то работ от меня можно было не ждать месяцами. Я сидела в заложниках той самой мысли. Я сидела и ждала, когда же упадет на мою светлую головушку манна небесная, прозрение и вагон вдохновения, чтобы соскочить с кровати и резко пойти сотворить шедевр, который покорит мир.
Только вот что-то манна никак не падала, а шедевры не получались.
Спустя несколько лет в таком состоянии в ту самую «светлую головушку» закралась мысль:
А если ничего не происходит, может, стоит пересмотреть свое отношение к вдохновению, потоку, ресурсу и всем чертовым новомодным словечкам, в заложниках у которых я была и снисходительно снимала с себя ответственность, перелагая на них?
* и я знаю, что вокруг до чертиков много людей, которые делают так до сих пор, считая это абсолютной истинной
Наш организм удивителен, а мышление и его возможности впечатляют куда сильнее. У каждой из эмоций есть твой химический состав. И выброс таких химикатов в организме зависит не только от еды, сна, кремов на теле и так далее. Он зависит и от того, как вы, милый человек, думаете. Так вот что, если я вам скажу, что вдохновение не приходит без совершения вами какого-либо действия, хотя бы даже мыслительного?
Чувство насыщения не приходит, пока вы не поедите. Чувство усталости не покинет вас, пока вы не пойдете полежать. Чувство радости не придет на пустом месте. Должно. Произойти. Действие. Тогда вопрос. Какого хрена мы ждем, что вдохновение — исключение из правил, которое точно без ваших действий обязательно свалится на голову?
Мы имеем свойство управлять своими чувствами самостоятельно. Мы имеем возможность это чувство вдохновения ОБРЕТАТЬ. И вот тут в монолог медленно, но верно вкрадывается слово «дисциплина». Лично у меня с ним всегда была грубая армейская ассоциация про ранние подъемы, 3 часа спорта, 2 часа сна, безупречный рацион питания и идеальность во всем. Но каково же счастье осознавать, что это не так)
Творческая дисциплина — это то, что приводит к развитию и освобождает творца от оков злосчастного вдохновения, которое все никак не постучалось в дверь. (А оно обязательно постучится, как только вы предпримете для этого какие-то действия). Творческая дисциплина — это поставить себе определенную планку, которая позволит не терять тех навыков, что есть, и обретать новые.
Давайте сразу сравнение. Люблю наглядные аналогии: возьмем Гришу. Он несколько лет усердно тренировался, держал тело в тонусе и умел стоять на руках по 20 минут. Но недавно Гриша решил, что хочет заниматься математикой, а не спортом. Тренировки из ежедневной акции превратились в рекламную кампанию раз в две недели. Через полгода Гриша мог простоять на руках только 3 минуты, после чего падал без сил.
Наши умения в творчестве — тот же самый навык стояния на руках. Чтобы продолжать «уметь» и делать это «уметь» еще круче, надо тре-ни-ро-вать-ся!
Я раньше не понимала, почему же у меня не получается снимать лучше, я же каждый месяц делаю целых 3 съемки. Да потому что этих 3 съемок достаточно, чтобы примерно помнить как работает камера, но наврядли, чтобы успеть наработать базис и на него наслаивать что-то новое. Но главное же, что это было на вдохновении.
Сейчас моя планка — не меньше 2 съемок в неделю. А лучше — 4. Нет настроения? встаю, иду гулять с камерой в руках, настроение приходит в процессе. Отодрать сой зад от кровати несколько раз в неделю — это про дисциплину. Пройдясь по улицам с красивой моделью, поймать хотя бы 1 красивый кадр и бежать домой наперегонки с чувством «хочу скорее посмотреть» — это про вдохновение.
Оно часто приходит во время процесса, как аппетит во время еды.
Хватит перекладывать ответственность за ваш результат на бедное вдохновение. Вы не сделали ничего, чтобы оно пришло, но вините его всеми силами в том, что не развиваетесь.
Выбирать вам: сидеть в заложниках или укрощать.